Довольно необычный арт-хаус 😮 Мое мнение о фильме «Сказка для старых» (уже в прокате):
БЫЛО У ОТЦА ТРИ СЫНА...
Режиссерский дебют актера Федора Лаврова и писателя Романа Михайлова «Сказка для старых» на первый взгляд выглядит как очередная криминальная драма «про братву». На деле кино оборачивается метафизической притчей о возрождении гуманизма и доверия в людях, не склонных ни к тому, ни к другому...
Лестница Якова
Завязка картины кажется вполне жанровой, хотя уже с самого начала в ней видны приметы мифологического повествования. Преступный авторитет Батя (Анатолий Тишин) призывает к себе троих «сынков»: Старшего (Кирилл Полухин), Среднего (Федор Лавров) и Младшего (Роман Михайлов). И ставит задачу разузнать, каким это макаром ренегат Муля (Евгений Ткачук), некоторое время тому назад убиенный за кражу общака, по сообщениям уважаемых людей вдруг объявился живой и невредимый. Причем, сразу в трех разных городах.
Старший, бывший спортсмен и самый умный из троих, едет в Новосибирск. Средний, поклонник блатных законов и понятий, двигает в Ростов. Младший же, тусовщик и наркоша, должен проверить информацию из Питера. Каждому предстоит совершить специфический для его склада личности квест, дабы в ломающем представления о классической драматургии финале прийти если не к пониманию того, что происходит, так хотя бы к его принятию — и надежде на то, что вечная зима, сковавшая души героев, наконец закончится и уступит место весне.
Очевидны намеки на то, что парни мертвы, находятся в чистилище и их одиссея есть шанс на то, чтоб подняться в более приятное посмертие по лестнице Иакова (недаром ближе к финалу появляется персонаж по имени Яков, которого тоже играет Ткачук). Но это не единственная возможная интерпретация.
Бандитский магреализм
Хотя по мере развития сюжета события в фильме становятся все более фантасмагорическими, они не выходят за пределы магического реализма. То есть, никаких однозначно указывающих на мистику спецэффектов — только зыбкая атмосфера сконструированности окружающей реальности. Которая выражается в том, что персонажи относятся к архетипам братков 90-х и действуют в соответствующем той эпохе антураже, но в кадре то и дело мелькает какая-то современная деталь - вроде смартфона. Это явно намеренное решение, а не случайный «зевок» реквизиторов.
А в целом, да, «Сказка для старых» именно что сказка. И именно что для старых. Молодой зритель, видимо, останется от просмотра фильма в недоумении: лента содержит маркеры, по-настоящему понятные только для тех, кто застал «святые девяностые» с их волчьими нравами и живодерской философией, из-за которых сгинула уйму народа. Впрочем, и для зрелых людей с опытом просмотр картины будет непростым испытанием. Это сильно авторское, сильно фестивальное кино, стремящееся не расположить к себе, а вывести из зоны комфорта. И если и подвести в финале к чему-то похожему на катарсис, то самым неочевидным и странным образом.